Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Оцените наш сайт и дизайн
Всего 72 человека

План работы библиотеки

Дата: 25 октября 2016 в 23:37, Обновлено 10 сентября в 16:09

  План​ работы

информационно - библиотечного центра

учреждения образования «Лойковская средняя школа»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                   

   Краткий анализ работы ИБЦ

Государственного учреждения образования «Лойковская  средняя школа»

за  2017-2018  учебный год

 

В настоящее время, когда в школу пришли новые информационные технологии, библиотека обретает новую роль – она становится центром информационных ресурсов. Меняется не только статус библиотеки, меняется содержание работы.

       Цель ИБЦ : обобщение, накопление и тиражирование справочных,,методических материалов и педагогического опыта средствами информационно-коммуникативных технологий.

 Задачи ИБЦ:

  1. Создание информационно-библиотечной среды как сферы обучения и воспитания.
  2. Обеспечение доступа педагогам и учащимся к современным источникам информации, электронным средствам обучения.
  3. Формирование информационной культуры учащихся и педагогов.

   Техническая база ИБЦ – это 2 компьютера, многофункциональное устройство,  подключение к сети Интернет.

                         Основные показатели

Название показателей

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Количество читателей

261

267

267

Книговыдача

5702

6001

6009

Количество посещений

2840

2902

2934

Читаемость

21,8

22,5

22,5

Посещаемость

10,9

10,9

11

Основной фонд библиотеки 

16751

16366

16623

Фонд учебников

3415

2881

2936

Фонд художественной и методической литературы

13336

13485

13687

Фонд электронных изданий (количество дисков)

38

61

67

Количество ЭСО

47

47

47

Периодические издания (количество наименований)

14

14

14

Электронные учебники

41

51

55

    Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

  Настоящий учитель при подготовке урока никогда не станет пользоваться только материалом школьного учебника.  ИБЦ помогает педагогу в работе с методическими пособиями, справочной литературой. В сотрудничестве с учителями формируется фонд учебной и методической литературы.

      Возможности ИБЦ  как фактора повышения качества образования

1.Обеспечение учащихся и учителей учебниками и литературой, необходимой для проведения  урока.

2. Работа с электронными и печатными источниками информации.

3.Поиск информации в Интернете по заявкам читателей.

4.Вывод информации на печать.

5.Оказание справочно-библиографической помощи

-выполнение тематических справок с использованием традиционных носителей информации и Интернет-ресурсов;

-тематический  подбор литературы;

-составление информационных списков поступившей литературы;

-составление рекомендательных списков на актуальные темы.

6.Оформление   полок: в помощь  учителю.

7. Сбор и  хранение в бумажном и электронном вариантах методических материалов учителей, сообщений.

8. Работа с электронным вариантом учебника.

9.Использование ЭСО в проведении уроков.

10.Обзор новых поступлений.

    Использование компьютера позволило создавать и редактировать различные текстовые документы, методические материалы, разрабатывать различные мероприятия и выставки, создавать презентации.

     Использование интернета расширило возможность поиска информации для исследовательских работ учеников и учителей, доставка необходимой информации в электронном виде,  поиск учебной и художественной литературы, возможность чтения любимых журналов, газет.

   В копилке ИБЦ имеется  47 электронных средств  по автоматизации управленческой деятельности, преподаванию предметов начальной школы, естественного и гуманитарного циклов, разработанные за счёт средств республиканского бюджета,  55  учебник с электронными приложениями (искусство 5,6 классы, немецкий язык 6,7 классы) ,                                                                                     

40 электронных учебников ( букварь, учебники 3 класса, учебники 9 класса,  алгебра  10,11 классов , английский язык 6-9 классы и другие), электронная база библиотеки: аудиокниги (казкі, легенды і паданні),  презентации(«Вода- это жизнь», «Эти удивительные животные», «Структура книги», «Национальная библиотека Беларуси», «Гродно» и  другие), видеофильмы (История письменности, Герб и флаг Беларуси), электронные энциклопедии (Русская литература), сценарии, учебно-методические пособия (немецкий язык в 4 классе, немецкий язык в 11 классе), видеоролики (8 марта, День  матери).

   Ведется сбор и осуществляется хранение в бумажном и электронном вариантах методических материалов учителей, сообщений. Имеются  методические материалы  Змитрович Т.А., Ганчиц Ч.И., Романчук Л.Ч., Гаврилова Н.Г.,  Герасимович Т.В., Балинская Я.И., Суворова Н.С.

    В ИБЦ  в помощь учителю оформлены  тематические полки. Здесь имеется методическая литература учителям-предметникам, учителю начальных классов, классному руководителю. Оформлены папки: «Перечень учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий к 2018/2019 учебному году», «Перечень учебно-методической литературы для учреждений общего среднего образования на 2018/2019 учебный  год» , «Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования  на 2018/2019 учебный год», «Перечень пособий серии «Уроки в школе»для учителей общего среднего образования  на 2018/2019 учебный год» « В помощь молодому учителю», «Парады настаўніку», «Использование информационно-коммуникативных технологий  и электронных средств обучения в образовательном процессе», « Правила внутреннего трудового распорядка для учащихся Лойковской средней школы», «В помощь классному руководителю», «Библиотекарь- родителям», «Фарміраванне культуры здароўя малодшых школьнікаў», «Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеклассной работе».

       В  ИБЦ установлен сетевой программный комплекс «БиблиоГраф». С его помощью ведётся суммарный учёт изданий, отдельно для книг ( в том числе АВД и электронных документов) и учебников, облегчает работу по оформлению больших партий литературы. Ведётся индивидуальный учёт: инвентарная книга (2745 записей), журнал АВД и ЭД (10 записей, 86 экземпляров), журнал учёта карточек учебников (354 записей, 2936 экземпляров), картотека учёта подписных изданий  (34 записей).

      Ориентируясь на потребности читателей, библиотека  проводит  информационную работу. Это- составление рекомендательных списков литературы, информирование читателей о новых поступлениях литературы,  пополнение и редактирование алфавитного и систематического каталогов, картотеки учёта учебников, периодических изданий.

2.Работа с библиотечным фондом

   Это один из видов библиотечной работы.  В этом направлении проводилась следующая работа :

- изучение состава фонда и анализ его использования

 -изъятие устаревшей  литературы

-пополнение фонда учебной, художественной и методической литературой

 -подготовка перечня учебников к новому учебному году и выдача

 - обмен учебниками со школами района               

- составление отчёта о внесении платы за пользование учебникам

- работа по мелкому ремонту ветхих книг

Вся поступающая в библиотеку литература подвергается обработке, регистрации, систематизации , ставится на библиотечный учёт (инвентарные книги,  картотека   учебников, алфавитный и систематический каталоги) В библиотеке работает читальный зал на 8 мест. Читатели пользуются читальным залом для работы со справочниками, энциклопедиями, периодикой. Здесь же проводятся книжные выставки, библиотечные мероприятия, беседы.

3.Повышение профессионального уровня.

Принимали участие во всех семинарах библиотекарей, проводимых отделом образования, спорта и туризма.

4.Массовая работа.

      Большое внимание библиотека уделяет проведению массовой работы с читателями. Интересно прошли следующие мероприятия: экскурсия в библиотеку учащихся 1 класса «Волшебный мир библиотеки», информационный час «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья», посвящённый Дню библиотек  для 1-6  классов,  почтовый урок «С чего начинается почта»,   информационный час «Имею право на память»,  игровая программа “Здравствуй книжкина Неделя. Здравствуй наш весёлый друг”, мастер-класс “Рисуем любимую книгу”, презентация “С книгой будем мы дружить – в библиотеку приходить” в рамках Недели детско- юношеской книги, эколага-краязнаўчае падарожжа “Птушкі роднага краю, занесенныя ў Чырвоную кнігу’’, флэшмоб ‘’Дорогой памяти, ’’Дорожный калейдоскоп’’.’’По страницам красной книги’’ ‘’Веселое  мультпутешествие и другие мероприятия.

К  памятным датам, юбилеям, предметным неделям, проводимым мероприятиям оформлялись выставки литературы. В библиотеке  оформлены выставки  и тематические полки “  «Наш герб і сцяг – гэта сімвалы свабоды»,  «Зямля бацькоў –твая зямля», ‘’Книги-юбиляры-2018,  “Твоё здоровье в твоих руках”, “Новая литература” , “Гэта ты- мая Беларусь” “В помощь педагогу” , “Классному руководителю”.Мир профессий или ‘’Какую дверь открыть’’. ‘’Каждый должен знать свои права и обязанности’,  “Твердое НЕТ-это слово спасение’.’  ’’За здоровый образ жизни ‘’и другие.

     ИБЦ проводит работу по воспитанию информационной культуры пользователей. Были проведены   уроки информационной культуры: “Волшебный мир библиотеки”(1 кл.), “Поиск книг ведут ученики” (2 кл.),”О книге и библиотеке”(3.4 кл.), “Структура книги” (5,6 кл.), “С информацией на ты”(6 кл.), “За страницами учебника” (7 кл.), “Сквозь  информационный поток: поиск, анализ, фиксирование”(8 кл.), “Сокровищницы богатств человеческого разума” (9 кл.).

     Массовую работу проводит ИБЦ в шестой школьный день. Интересно прошли следующие мероприятия: Акция ‘’Живи книга”,  игровая программа “Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна”,Литературная игра ‘’Читаем вместе –читаем вслух’’, акция “ Мы играем, отдыхаем, но читать не забываем” и другие мероприятия.

Многие учащиеся школы активно посещают библиотеку и читают .

Самые активные читатели награждены грамотами и дипломами.

 Большое внимание уделяли индивидуальной работе с читателями, помогали  читателям при выборе книг, подборе литературы к  рефератам, сообщениям и  так далее.

Постоянно проводится подписка на периодические издания. 

В целом поставленные задачи и мероприятия выполнены.

Но вместе с тем фонд библиотеки не располагает достаточным количеством некоторых программных произведений, нуждается в пополнении художественной  и детской литературой.

                                                                         Проблема, над которой работает школа

Повышение качества образования через совершенствование форм организации современного урока, работа  по самообразованию педагогов, формирование активной жизненной позиции обучающихся.

Миссия библиотеки

    Школьная библиотека предоставляет информацию  идей, имеющее фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном обществе, которое строится на информации и знаниях, вооружает учащихся  навыками непрерывного самообразования.

Функции библиотеки

  1. Аккумулирующая - библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
  2. Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов.
  3. Информационная – библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.
  4. Образовательная - библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в плане работы школы, приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
  5. Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю школе, организовывает мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
  6. Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
  7. Координирующая - библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ГУО, другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.

Основные цели библиотеки

  1. Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
  2. Создание единого информационно-образовательного пространства ГУО; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
  3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации учащихся, развитие креативной личности (через книгу, через художественное слово в сочетании с докеументальными фактами).

Задачи библиотеки

  • Обеспечение доступа информации участникам образовательного процесса посредством использования информационных ресурсов библиотеки на различных носителях;
  • Обеспечение образовательного процессаи самообразования учащихся, педагогических работников путём библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания.
  • Содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей учащихся через внедрение в работу современных библиотечных методик, активное использование фонда библиотеки и ресурсов удалённого доступа.
  • Оказание информационной поддержки педагогическим работникам учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, а также специального образования на уровне общего среднего образования, в повышении методического и педагогического мастерства.
  • Формиррвание информационного мировозрения учащихся и познавательной деятельности посредством организации системной работы в рамках программы “Основы информационной культуры”.
  • Оказание консультативной помощи учащимся, педагогическим работникам и иным категориям пользователей в получении информации.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
  • Создание медиа-библиотечной среды как сферы медиа-образования со специальными средствами и методами.

Направления деятельности

Содержание работы  в течение года

Формирование и использование фонда учебной литературы

Комплектование фонда учебной литературы: приём и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, запись в книгу учёта школьных учебников, штемпелевание, регистрация в журнале учётных карточек. Подготовить перечень учебников к новому учебному году и осуществить их выдачу .Обмен учебниками с другими школами района.    Работа по сохранности учебников: индивидуальные беседы с учащимися.

Формирование и использование основного (книжного фонда)

Своевременная обработка и каталогизация поступившей литературы. Выдача литературы читателям. Обеспечение работы читального зала.    Формирование фонда библиотеки.  Приём, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений, учёт библиотечного фонда. Оформление подписки на периодику, контроль доставки, подшивка периодических изданий (раз в неделю).

Справочно-библиографическая и информационная работа

Каталогизация новых поступлений: художественной, учебной литературы. Сопровождение образовательного процесса информационным обслуживанием учащихся: подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.; информационная поддержка общешкольных и классных мероприятий, проведение индивидуальных бесед, консультаций. Информирование учащихся и учителей о новых поступлениях учебников, литературы; оформление книжных выставок. Информация о знаменательных датах на стенде.

Работа с педагогическим коллективом

Сопровождение образовательного процесса информационным обеспечением педагогических работников: совместная работа по составлению заказа на учебники и  учебные пособия; помощь педагогам в подборе  документов  для работы и т.д.. Обзор новых поступлений, оформление книжных выставок по запросу учителей. Подбор документов в помощь проведению общешкольных и классных мероприятий.

Работа с родителями

Информационное обслуживание родителей/ иных законных представителей учащихся: информирование о пользовании библиотекой их детьми; оформление выставок для родителей на актуальные темы; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся в начальной школе; выступление на родительских собраниях.

Индивидуальная работа с читателями

Исследование читательских интересов учащихся, их индивидуальных особенностей. Привлечение новых читателей. Обслуживание всех категорий читателей на абонементе и в читальном зале. Консультация для новых читателей: правила пользования библиотекой, расстановка фонда. Рекомендательные беседы при выдаче книг, у книжных выставок; беседы о прочитанных произведениях и т.д.

Работа с активом библиотеки. Работа с детьми группы риска

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

Изучение нормативных документов по библиотечному делу, чтение

профессиональных периодических изданий; использование опыта лучших библиотекарей; освоение информации с сайтов различных библиотек. Участие в семинарах, совещаниях, индивидуальные консультации. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

Взаимодействие с библиотеками Гродненского района и другими организациями.

Массовая работа

Месяц: сентябрь

1.Экскурсия в библиотеку  «Волшебный мир библиотеки» (1класс)

2.Информационный час  «Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья» (1-3 класс)

3.День белорусской письменности  «Вначале было слово»

4.Книжная выставка  «Лев Николаевич Толстой- писатель, мыслитель, пророк» (9 сентября, к 190- летию со дня рождения)

5. Книжная выставка-знакомство  «Чудесный мир Бориса Заходера»  (9 сентября, к 100-летию со дня рождения)

Месяц: октябрь

1.Почтовый урок ‘’Что такое почта’’

2.Конкурс рисунков ''Светлое слово –мама’’

3. Книжная выставка ’’Зорка  зямлі  беларускай’’

(11 октября, к 105- летию со дня рождения Эди  Огнецвет).

4.ОИК ’ ’Газеты и журналы для средних школьников’’(5, 6 класс).

Месяц: ноябрь

1.Книжная выставка «Тургеневский мир»( 9 ноября, к 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева)

2.ОИК’’ Поиск книг ведут ученики’’ (2класс)

3.Книжная выставка «Яркая звезда на небе поэзии»( 20 ноября, к 70-летию со дня рождения Евгении Янищиц)

4.Книжная выставка «Весёлая страна Николая Носова»

(23 ноября, к 110- летию со дня рождения )

5.Выставка-диалог'' Жизнь без дурных привычек’’

6.ОИК’’ О книге и библиотеке’’( 4 класс)

Месяц: декабрь

1.Выставка-беседа ''СПИД - проблемы и надежды’’

2.Литературная игра «По секрету всему свету»(1 декабря,  к 105-летию со дня рождения Виктора Драгунского)

3. ОИК ‘’Структура книги’’(5класс)

4.Книжная выставка «Солженицин- страницы большой жизни»

(11 декабря, к 100-летию со дня рождения Александра Солженицина)

5.Книжная выставка “Адам Міцкевіч –слаўны сын Навагрудскай зямлі” (24 декабря, к 220-летию со дня рождения)

6.Рейд «Живи книга» (по проверке состояния школьных учебников

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.