Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Оцените наш сайт и дизайн
Всего 69 человек

План работы библиотеки

Дата: 25 октября 2016 в 23:37, Обновлено 2 октября 2017 в 13:21

  План​ работы

информационно - библиотечного центра

учреждения образования «Лойковская средняя школа»

на 2017-2018 учебный год

                                                                                                   

   Краткий анализ работы ИБЦ

Государственного учреждения образования «Лойковская  средняя школа»

за  2016-2017  учебный год

   В настоящее время, когда в школу пришли новые информационные технологии, библиотека обретает новую роль – она становится центром информационных ресурсов. Меняется не только статус библиотеки, меняется содержание работы.

       Цель ИБЦ : обобщение, накопление и тиражирование справочных, методических материалов и педагогического опыта средствами информационно-коммуникативных технологий.

 Задачи ИБЦ:

  1. Создание информационно-библиотечной среды как сферы обучения и воспитания.
  2. Обеспечение доступа педагогам и учащимся к современным источникам информации, электронным средствам обучения.
  3. Формирование информационной культуры учащихся и педагогов.

 Техническая база ИБЦ – это 2 компьютера, многофункциональное устройство,  подключение к сети Интернет.

                         Основные показатели

Название показателей

2014/2015

2015/2016

2016/2017

Количество читателей

255

261

267

Книговыдача

5680

5702

6001

Количество посещений

2800

2840

2902

Читаемость

22,3

21,8

22,5

Посещаемость

10,9

10,9

10,9

Основной фонд библиотеки 

16623

16751

16366

Фонд учебников

3349

3415

2881

Фонд художественной и методической литературы

13274

13336

13485

Фонд электронных изданий (количество дисков)

15

38

61

Количество ЭСО

47

47

47

Периодические издания (количество наименований)

14

14

14

Электронные учебники

30

41

48

    

  В 2014 году в библиотеке был установлен сетевой программный комплекс «БиблиоГраф». С его помощью ведётся суммарный учёт изданий, отдельно для книг ( в том числе АВД и электронных документов) и учебников, облегчает работу по оформлению больших партий литературы. Ведётся индивидуальный учёт: инвентарная книга (2488 записей), журнал АВД и ЭД ( 51экземпляр), журнал учёта карточек учебников (301запись, 2824 экземпляров), картотека учёта подписных изданий  (28 записей).

    Использование компьютера позволило улучшить наглядность в библиотеке,  создавать и редактировать различные текстовые документы, методические материалы, разрабатывать различные мероприятия и выставки.

     Подключение к Интернету стало новым этапом в работе библиотеки. Это расширило возможность поиска информации для исследовательских работ учеников и учителей, доставка необходимой информации в электронном виде,  поиск учебной и художественной литературы и многое другое.

     ИБЦ  ведет работу по формированию фонда на электронных носителях.  В  2016/2017 учебном году выдано 51 электронных дисков,  39  ЭСО по предметам начальной школы, русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе,  иностранным языкам, всемирной  истории, математике, географии, химии и  биологии.

      Ориентируясь на потребности читателей, библиотека  проводит  информационную работу. Это- составление рекомендательных списков литературы, информирование читателей о новых поступлениях литературы,  пополнение и редактирование алфавитного и систематического каталогов, картотеки учёта учебников, периодических изданий.

2.Работа с библиотечным фондом

   Это один из видов библиотечной работы.  В этом направлении проводилась следующая работа :

- изучение состава фонда и анализ его использования

 -изъятие устаревшей  литературы

-пополнение фонда учебной, художественной и методической литературой

 -подготовка перечня учебников к новому учебному году и выдача

 - обмен учебниками со школами района               

- составление отчёта о внесении платы за пользование учебникам

- работа по мелкому ремонту ветхих книг.

      Вся поступающая в библиотеку литература подвергается обработке, регистрации, систематизации , ставится на библиотечный учёт (инвентарные книги,  картотека   учебников, алфавитный и систематический каталоги).

В библиотеке работает читальный зал на 8 мест. Читатели пользуются читальным залом для работы со справочниками, энциклопедиями, периодикой. Здесь же проводятся книжные выставки, библиотечные мероприятия, беседы.

3.Повышение профессионального уровня.

Принимали участие во всех семинарах библиотекарей, проводимых отделом образования, спорта и туризма.

4.Массовая работа.

Большое внимание библиотека уделяет проведению массовой работы с читателями. Интересно прошли следующие мероприятия: библио -урок  «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья», посвящённый Дню библиотек  для 1-6  классов,  почтовый урок «С чего начинается почта»,  познавательная игра «Права  ребёнка» для учащихся 5-7 классов,  информационный час «Имею право на память»,  игровая программа “Здравствуй книжкина Неделя. Здравствуй наш весёлый друг”, мастер-класс “Рисуем любимую книгу”, презентация “С книгой будем мы дружить – в библиотеку приходить” в рамках Недели детско- юношеской книги, эколага-краязнаўчае падарожжа “Птушкі роднага краю, занесенныя у Чырвоную кнігу”  и другие мероприятия.

      К  памятным датам, юбилеям, предметным неделям, проводимым мероприятиям оформлялись выставки литературы. В библиотеке  оформлены выставки  и тематические полки “ И помнит мир спасённый” (к 72-летию  Победы  в Великой Отечественной войне), «Наш герб і сцяг – гэта сімвалы свабоды», “2017 год- Год  -науки  «Книги-юбиляры 2017», «Пісьменнікі- юбіляры 2017»,  “Твоё здоровье в твоих руках”, “Новая  литература” , “Гэта ты- мая Беларусь” “В помощь педагогу” , “Классному пуководителю”.

     ИБЦ проводит работу по воспитанию информационной культуры пользователей. Были проведены   уроки информационной культуры: “Волшебный мир библиотеки”(1 кл.), “Поиск книг ведут ученики” (2 кл.),”О книге и библиотеке”(3.4 кл.), “Структура книги” (5,6 кл.), “С информацией на ты”(6 кл.), “За страницами учебника” (7 кл.), “Сквозь  информационный поток: поиск, анализ, фиксирование”(8 кл.), “Сокровищницы богатств человеческого разума” (9 кл.).

   Большую  массовую работу проводит ИБЦ в шестой школьный день. Интересно прошли следующие мероприятия: видеопрезентация “Зимние олимпийские виды спорта”,викторина-презентация “Святы нашых продкаў”, путешествие во времени “Лойковская средняя школа: было, стало”,виртуальное путешествие “Рыцарские турниры”, олимпийский урок “Минута спортивной славы”, игровая программа “Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна”, интеллектуальная игра “Всё о птицах” (к Международному дню птиц), аукцион знаний “Секреты здорового питания” ,  познавательно-игровая программа “Веселое мультпутешествие”и другие мероприятия.

      Многие учащиеся школы активно посещают библиотеку и читают .

Самые активные читатели награждены грамотами и дипломами.

 Большое внимание уделяли индивидуальной работе с читателями, помогали  читателям при выборе книг, подборе литературы к  рефератам, сообщениям и  так далее.

Постоянно проводится подписка на периодические издания. 

     В целом поставленные задачи и мероприятия выполнены.

     Но вместе с тем фонд библиотеки не располагает достаточным количеством некоторых программных произведений, нуждается в пополнении художественной  и детской литературой.

           

Проблема, над которой работает школа

Повышение качества образования через совершенствование форм организации современного урока, работа  по самообразованию педагогов, формирование активной жизненной позиции обучающихся.

Миссия библиотеки

    Школьная библиотека предоставляет информацию  идей, имеющее фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном обществе, которое строится на информации и знаниях, вооружает учащихся  навыками непрерывного самообразования.

                                                                                            Функции библиотеки

  1. Аккумулирующая - библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
  2. Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов.
  3. Информационная – библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.
  4. Образовательная - библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в плане работы школы, приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
  5. Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю школе, организовывает мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
  6. Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
  7. Координирующая - библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями ГУО, другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей в документах и информации.

Основные цели библиотеки

  1. Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
  2. Создание единого информационно-образовательного пространства ГУО; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
  3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации учащихся, развитие креативной личности (через книгу, через художественное слово в сочетании с докеументальными фактами).

Задачи библиотеки

  • Обеспечение доступа информации участникам образовательного процесса посредством использования информационных ресурсов библиотеки на различных носителях;
  • Обеспечение образовательного процесса  и самообразования учащихся, педагогических работников путём библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания.
  • Содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей учащихся через внедрение в работу современных библиотечных методик, активное использование фонда библиотеки и ресурсов удалённого доступа.
  • Оказание информационной поддержки педагогическим работникам учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, а также специального образования на уровне общего среднего образования, в повышении методического и педагогического мастерства.
  • Формиррвание информационного мировозрения учащихся и познавательной деятельности посредством организации системной работы в рамках программы “Основы информационной культуры”.
  • Оказание консультативной помощи учащимся, педагогическим работникам и иным категориям пользователей в получении информации.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
  • Создание медиа-библиотечной среды как сферы медиа-образования со специальными средствами и методами.

Направления деятельности

Содержание работы  в течение года

Формирование и использование фонда учебной литературы

Комплектование фонда учебной литературы: приём и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учёта, запись в книгу учёта школьных учебников, штемпелевание, регистрация в журнале учётных карточек. Подготовить перечень учебников к новому учебному году и осуществить их выдачу .Обмен учебниками с другими школами района.    Работа по сохранности учебников: индивидуальные беседы с учащимися.

Формирование и использование основного (книжного фонда)

Своевременная обработка и каталогизация поступившей литературы. Выдача литературы читателям. Обеспечение работы читального зала.    Формирование фонда библиотеки.  Приём, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений, учёт библиотечного фонда. Оформление подписки на периодику, контроль доставки, подшивка периодических изданий (раз в неделю).

Справочно-библиографическая и информационная работа

Каталогизация новых поступлений: художественной, учебной литературы. Сопровождение образовательного процесса информационным обслуживанием учащихся: подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.; информационная поддержка общешкольных и классных мероприятий, проведение индивидуальных бесед, консультаций. Информирование учащихся и учителей о новых поступлениях учебников, литературы; оформление книжных выставок. Информация о знаменательных датах на стенде.

Работа с педагогическим коллективом

Сопровождение образовательного процесса информационным обеспечением педагогических работников: совместная работа по составлению заказа на учебники и  учебные пособия; помощь педагогам в подборе  документов  для работы и т.д.. Обзор новых поступлений, оформление книжных выставок по запросу учителей. Подбор документов в помощь проведению общешкольных и классных мероприятий.

Работа с родителями

Информационное обслуживание родителей/ иных законных представителей учащихся: информирование о пользовании библиотекой их детьми; оформление выставок для родителей на актуальные темы; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся в начальной школе; выступление на родительских собраниях.

Индивидуальная работа с читателями

Исследование читательских интересов учащихся, их индивидуальных особенностей. Привлечение новых читателей. Обслуживание всех категорий читателей на абонементе и в читальном зале. Консультация для новых читателей: правила пользования библиотекой, расстановка фонда. Рекомендательные беседы при выдаче книг, у книжных выставок; беседы о прочитанных произведениях и т.д.

Работа с активом библиотеки. Работа с детьми группы риска

Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

Изучение нормативных документов по библиотечному делу, чтение

профессиональных периодических изданий; использование опыта лучших библиотекарей; освоение информации с сайтов различных библиотек. Участие в семинарах, совещаниях, индивидуальные консультации. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

Взаимодействие с библиотеками Гродненского района и другими организациями.

Массовая работа

Месяц: сентябрь

1.Экскурссия в библиотеку  учащихся 1 класса « Волшебный мир библиотеки»-1 класс

2.Информационный час «Библиотека,  книжка, я- вместе  верные  друзья», посвящённый Дню библиотек (1-3 класс).

3.День белорусской письменности ‘’Вначале было слово’’

4.Книжная выставка’’ М.Танк Паэт магутнага паэтычнага слова’’(17сентября  к 105 -летию со дня рождения)

Месяц: октябрь

1. Почтовый урок «С чего начинается почта?» (ко  всемирному,  дню почты,   9 октября)

2. Конкурс рисунков «Светлое слово- мама»

3.Агляд літаратуры па творах І.Пташнікава (7 октября, к 85-летию со дня рождения)

4.Книжная выставка “Если душа родилась крылатой” (8 октября, к 125-летию со дня рождения М.И.Цветаевой)

5.ОИК «Газеты и журналы для средних школьников» (5.6 классы)


Месяц: ноябрь

1.Книжная выставка «Якуб  Колас- наш гонар, сумленне і слава»  (3ноября, к 135-летию со дня рождения)

2.ОИК «Поиск книг ведут ученики» (2 класс)

3. Книжная  выставка «Наш друг- Самуил Маршак» (3 ноября, к 130-летию со дня рождения )

4. Выставка-диалог «Жизнь без дурных привычек» (22 ноября, к международному дню отказа от  курения)

5.ОИК «О книге и библиотеке»(3,4 классы)




Месяц: декабрь

1.Выставка-беседа «СПИД- проблемы и надежды»

( 1 декабря).

2. Путешествие  по страницам Красной книги.

3.ОИК «Структура книги» (5 класс)

4.  Книжная выставка «Творчасць Алены Васілевіч» (22 декабря,  к 95-летию со дня рождения  )

5.Рейд «Живи книга» (по проверке состояния школьных учебников)



Месяц: январь

1.  Агляд літаратуры  “Паэзія Дануты Бічэль” (1  студзеня ,  да 80-годдзя  з  дня  нараджэння)

2.Информационный час  по страницам газеты ‘’ Юный спасатель’’

3. ОИК «С информацией на ты »(6 класс)

4.Организация выставки «Книги- юбиляры  - 2018”.

Месяц: февраль

1.Книжная полка «Дунін  Марцінкевіч  і  яго творы»(4 февраля, 210-летию со дня рождения).

2.Урок  памяти «Подвиг во имя жизни» (ко Дню юного героя-антифашиста, 8 февраля)

3.Информационный  час «Афганистан: светлая память»(15 февраля, ко Дню памяти  воинов-интернационалистов)

4.Организация выставки “Родная мова-крыница празрыстая”

(да Міжнароднага дня роднай мовы, 21 лютага)

5.ОИК «газеты и журналы для средних школьников»(5,6 кл.)

Месяц: март

1. Віншавальная  гадзіна “Сонца  вам  и  кветак, дарагія мамы!”

2.Выставка-диалог Наш герб  і сцяг – гэта сімвалы  свабоды»

3.ОИК «за страницами  учебника» (7 кл.)

4.Рейд «Живи книга» (по проверке состояния школьных учебников).

4.День Максима Горького в библиотеке  (28 марта, к 150-летию со дня рождения)

5.Неделя  детской и юношеской книги (по особому плану).

Месяц: апрель

1.Эколага-краязнаўчае  падарожжа «  Птушкі  роднага  краю.»

2.Выставка -беседа «Книга-наш лучший друг   (к международному дню детской книги, 2 апреля)

3.ОИК «Ск возь информационный  поток: поиск, анализ, фиксирование» (8 класс)

4.Книжная выставка «Чернобыль в нашей памяти” (26 апреля).

Месяц: май

1.Выставка ‘’ И помнит мир спасенный’’ (ко Дню Победы).

2. Выставка «Чараўнік з краіны маленства» (   11 мая, да 135-годдзя з дня нараджэння Я.Маўра)

2. Организация выставки «Семья  и книга» (к международному дню семьи,  15 мая)

3..ОИК “Сокровищницы  богатств  человеческого  разума” (9 кл.)

4.Рейд “Живи книга” (по проверке состояния  школьных учебников).

Месяц: июнь

1.Составление плана работы библиотеки на лето 2018 года.

2.Составление анализа работы библиотеки за 2017-2018  учебный год.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.