Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Оцените наш сайт и дизайн
Всего 54 человека

Дисграфия

Дата: 26 октября 2016 в 03:01

Дисграфия:

почему ребенок делает странные ошибки

 

Отправляя своего малыша в первый класс, родители надеются, что ребёнок будет учиться на отлично. Да и большинство первоклассников уверены, что, как только начнут выставлять оценки, в их дневниках «поселятся» одни девятки и десятки. Но в какой-то момент всё вдруг идёт не по плану. Вроде бы ребёнок учится писать и читать вместе со всеми, почему же во втором классе у него появляются странные ошибки?

Слова, которых нет

— Вот посмотрите, что он опять пишет: «дм», вместо «дом», а ещё «девчки», «птца»! И это постоянно! Опять ворон на уроке ловил, — жалуется учительница родителям.

Мама, проверяя домашнее задание ребёнка, не может сдержать огорчения:

— Перечитай, что у тебя получилось: «Летом па реке идут парходи»! Ну как можно быть таким невнимательным…

— А Ваня писать не умеет! Таких слов не бывает: «ножилка», «кулбок», «весипед»! — смеются одноклассники.

Конечно, дети часто делают грамматические ошибки из-за невнимательности, незнания правил. Но есть случаи, когда у ребёнка — частичное нарушение процесса письма — дисграфия. Ученик может быть во многом умнее и талантливее сверстников и вместе с тем делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при письме. Из-за постоянных замечаний у ребёнка возникает негативное отношение к письму, к предмету, вообще к школе. Чтобы этого избежать, проанализируйте ошибки своего сына (дочери). Если нелепые описки не случайны, а повторяются регулярно, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

«За зомом росла мамина»

Диагноз «дисграфия» специалисты ставят, начиная со II четверти 2 класса. До этого у детей письменная речь ещё формируется. Чем же ошибки при дисграфии отличаются от обычных грамматических?

1. Ошибки при дисграфии всегда связаны с несформированностью высших психических функций, которые участвуют в процессе письма. И здесь ни при чём невнимательность ученика или упущение со стороны педагога. Подобные ошибки возникают в результате нарушения фонематического восприятия (умения слышать и определять звуки в слове), фонематического анализа и синтеза (умения распознать звуки и подобрать соответствующие им буквы, составить из этих букв слово), слогового анализа и синтеза, оптико-пространственных функций, лексико-грамматического строя речи.

2. Ошибки при дисграфии всегда носят стойкий и специфический характер. Что это значит? Ребёнок постоянно либо пропускает гласные, либо добавляет лишние слоги, либо пишет буквы зеркально. Эти ошибки никак не связаны со знанием правил правописания.

3. Ошибки при дисграфии всегда наблюдаются в сильной фонетической позиции (для гласного это позиция под ударением, для согласного — положение перед гласным). Например,

лобада вместо лопата;

дёплый вместо тёплый.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ ОШИБОК ПРИ ДИСГРАФИИ:

  1. Искажённое написание букв. Буквы пишутся зеркально, появляется лишний элемент, буква не дописывается.
  2. Замена букв. Бывает замена графически сходных букв (в-д, и-м-ш, ц-щ) и замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки (д-т, б-п, г-к), но в сильной позиции. То есть при замене даять — таять — это ошибка, характерная при дисграфии, а при замене зуп — зуб — незнание правила.
  3. Искажение звуко-буквенной структуры слова. Это может быть:

= добавление звуков: весена — весна;

= пропуск букв: в лсу — в лесу, ем захтело пить — ему захотелось пить; постоянный пропуск букв, обозначающих смягчение: кон — конь, учителница — учительница;

= перестановка звуков и слогов: кулбок — клубок, копупки — покупки;

= персеверация — застревание на букве или звуке: вевесипед — велосипед, за зомом росла мамина — за домом росла малина, детити — дети;

= контаминация — объединение в одно слово слогов, относящихся к различным словам: нож и вилка — ножилка.

  1. Искажение структуры предложения:

= раздельное написание приставок, частей слова: люди убрали ура жай — люди убрали урожай;

= слитное написание слов: истёплых стран — из тёплых стран, он ростучьялся — он постучался.

  1. Аграмматизмы на письме — нарушение лексико-грамматического строя речи. Например, много карандашов, на ветков, за дома сарай.

Почему возникает дисграфия?

Процесс становления письмаочень сложный. В нём участвуют четыре анализатора:

— рече-двигательный, который помогает осуществлять артикулирование, т. е. произношение;

— речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

— зрительный, который подбирает соответствующую графему;

— двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи).

Все эти сложные действия осуществляются в теменно-затылочной и височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10—11-м году жизни. Огромное значение для грамотного письма имеет степень сформированности речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (способности воспринимать на слух и точно определять звуки), лексико-грамматического строя речи, звуко-произношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии.

Формы дисграфии

Выделяют несколько форм дисграфии, каждая из которых отличается характерными ошибками.

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Возникает при неправильном произношении звуков речи. Ребёнок с нарушениями звукопроизношения часто фиксирует дефектное произношение звука и на письме: воук — волк, ожик — ёжик, тактор — трактор.
  2. Дисграфия на основе нарушения фонематического распознавания. В основном нарушается восприятие звуков и фонем на слух. Проявляется в заменах букв на письме, обозначающих фонематически близкие звуки: крыша — крыса. Так же часто проявляется в нарушении обозначения мягкости на письме: дожд — дождь, лиёт — льёт, лыса — лиса. Часто на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие: мять — мяч, цапля — сабля.
  3. Дисграфия на почве на рушения языкового анализа и синтеза. Проявляется в нарушении определения слоговой и звуковой структуры слова. Это приводит к разным ошибкам:

= пропуск согласных звуков при их стечении: дожи — дожди, стретила — встретила;

= пропуск гласных звуков: всна — весна;

= перестановка букв: пакельки — капельки;

= добавление букв: весная — весна. (Не путать с добавлением букв из-за незнания правил, например: декабарь — декабрь, такая ошибка не имеет отношения к дисграфии);

= пропуск, добавление и перестановка слогов: пукать котят — купать котят, бачка — бабочка.

  1. Аграмматическая дисграфия. Ребёнок не может правильно складывать слова в словосочетания и предложения. Проявляется на разных уровнях: слова, словосочетания, предложение и текст. Чаще всего обнаруживаются нарушения согласования и управления: очень рада была Коля про Зуську — очень рад был Коля за Жучку; ис тёплыя стран летят грачи — из тёплых стран летят грачи.
  2. Оптическая дисграфия. Проявляется при несформированности зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса (узнавания), зрительного мнезиса (объёма зрительной памяти), зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При этой форме дисграфии наблюдаются все виды нарушения написания букв: неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв.

Терпение и труд

Что делать, если у ребёнка дисграфия? Прежде всего не падать духом. Такие ребята вполне могут научиться грамотно писать, если будут настойчиво заниматься. Правда, кому-то для этого понадобятся месяцы, кому-то — годы. Суть уроков — тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребёнком.

Главное — нужно помнить, что дисграфия — это состояние, для коррекции которого требуется тесное сотрудничество  логопеда, учителей и родителей и, конечно, терпение.

Анна Матыс, учитель-дефектолог

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.