УТВЕРЖДЕНО
Приказ №181
от 01.09.2020 года
Директор ГУО
«Лойковская средняя школа»
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете
государственного учреждения образования
«Лойковская средняя школа»
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5.Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе государственного учреждения образования «Лойковская средняя школа»;
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в группах классов с законными представителями учащихся;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
План работы Родительского университета
ГУО «Лойковская средняя школа»
на 2022/2023 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Тема |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Приглашенные |
Тема: «Адаптация учащихся в первом классе» Помощь ребенку в адаптации к школе. «Поощрение и наказание детей в семье» |
Сентябрь |
Лекция Рекомендации на сайте
|
Классный руководитель 1 класса Матыс А.Т. Педагог социальный
|
|
Тема: «Главные правила здорового образа в жизни» Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Буклет «Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции». Психологическая игра «Здоровый образ жизни в семье»
|
Ноябрь
|
Семинар-практикум Рекомендации на сайте |
Классные руководители 1-4 классов
|
Сакович Д.В., ВОП |
Тема: «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка» Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. Родительский авторитет. Как его приобрести и как его не потерять. |
Март
|
Дискуссия
|
СППС |
|
Тема: «Поможем ребенку» Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение. Как выявить и развивать способности ребят. |
Апрель |
Круглый стол с элементами тренинга |
Классные руководители 1-4 классов |
- ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
для родителей учащихся 5 – 9 классов
Название мероприятия
|
Сроки Проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Приглашенные |
Тема: «Безопасность подростков в сети Интернет» Виртуальная реальность: возможности и опасности Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Октябрь
|
Семинар-практикум Рекомендации на сайте
|
Классные руководители 5-9 классов
|
|
Тема: «Как уберечь подростка от насилия» Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведение «жертвы») |
декабрь
|
Семинар (рекомендации на сайте)
|
Классные руководители 5-9 классов
|
Инспектор по делам несовершеннолетних Долотов А.П.
|
Тема: «Профессиональная ориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?» Влияние семьи на выбор профессии подростка. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?
|
Январь |
Круглый стол Рекомендации на сайте |
классный руководитель 9 класс |
|
Тема: Организация летнего отдыха подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период. |
Май |
Рекомендации на сайте |
Педагог социальный |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»
для родителей учащихся 10 – 11 классов
Название мероприятия
|
Сроки Проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
Приглашенные |
Тема: «Здоровье -это жизнь» Факторы риска для здоровья современной молодежи. Вредные привычки Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни |
Сентябрь |
Круглый стол |
Гаврило Н.Г. |
Сакович Д.В., ВОП |
Тема: Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?» Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе. |
Ноябрь
|
Консультации на официальном сайте
|
педагог социальный
|
|
Тема: «Первая любовь в жизни вашего ребенка » Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребенку. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременности и аборт. Профилактика ЗППП. |
Февраль
|
Круглый стол с элементами тренинга
|
педагог социальный
|
Медицинский работник
|
Тема: «Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?» Профилактика экзаменационного стресса Как помочь старшекласснику справиться тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации) |
Май |
Социально-психологический тренинг с элементами игры Рекомендации на сайте |
Классный руководитель
|
|