Внимание!
Изменено расположение услуг, подключенных к ЕРИП.
Информация о новом расположении услуг:
Посещение кружков и образовательных услуг Вы можете оплатить через систему ”Расчет“ (ЕРИП):
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАТЕЖА НЕОБХОДИМО:
Выбрать пункт “Система “Расчет” (ЕРИП) → Образование и развитие → Отдел, управления образования → Гродненская обл. → УО Гроднеснкого района → Кружки → Ввести наименование (например «Лойки СШ хореография») → Ввести Ф.И.О. и сумму к оплате.
________________________________________________________________
Дополнительное питание Вы можете оплатить через систему ”Расчет“ (ЕРИП):
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАТЕЖА НЕОБХОДИМО:
Выбрать пункт “Система “Расчет” (ЕРИП) → Образование и развитие → Отдел, управления образования → Гродненская обл. → УО Гроднеснкого района → Дополнительное питание → Ввести учреждение (например «Лойки СШ») → Ввести Ф.И.О. и сумму к оплате.
_______________________________________________________________
Посещение пришкольного лагеря Вы можете оплатить через систему ”Расчет“ (ЕРИП):
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАТЕЖА НЕОБХОДИМО:
Выбрать пункт “Система “Расчет” (ЕРИП) → Образование и развитие → Отдел, управления образования → Гродненская обл. → УО Гроднеснкого района → Прочие услуги → Ввести наименование пришкольного лагеря (например «Лойки пришкольный») → Ввести Ф.И.О. и сумму к оплате.
_______________________________________________________________
Взносы на укрепление материально-технической базы Вы можете оплатить через систему ”Расчет“ (ЕРИП):
Выбрать пункт “Система “Расчет” (ЕРИП) → Образование и развитие → Отдел, управления образования → Гродненская обл. → УО Гроднеснкого района → Взносы на укрепление МТБ → Ввести учреждение (например «Лойки СШ») → Ввести Ф.И.О. и сумму к оплате.
ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!!!
Выдержки из нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 23.00 до 06.00 вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года
«О правах ребенка»
Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.
Закон Республики Беларусь от 31 мая года
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 30<sup>1</sup> Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища
Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.
Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища
1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища -
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, -
влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 772 «Об утверждении Положения о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с 23.00 до 06.00 вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры»
Во исполнение статьи 7 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с 23.00 до 06.00 вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам и доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 5 сентября 2012 г.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
В 6-ой ШКОЛЬНЫЙ ВЫ МОЖЕТЕ ВСТРЕТИТЬСЯ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ, ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ИНТЕРЕСУЮЩИМ ВАС ВОПРОСАМ!
Информация для родителей
НДЦ «Зубренок» – это современный комплекс из 56 зданий и сооружений. Имеются шесть спальных корпусов: «Лазурный остров», «Лесной дом», «Озерный причал», «Солнечный город», «Звездный мир», «Радужный» и корпус для отдыха детей из детских домов семейного типа «Зеленая поляна». Имеется игровой павильон «Седьмой континент». На территории центра расположены медицинский корпус, Дом детского творчества, административно-приемный комплекс, школа, столовая, хозяйственные объекты и другие. В центре имеются плавательный бассейн, сауна, киноконцертный зал, актовый зал, видеосалон, бильярдная, два спортивных зала, зал настольного тенниса, компьютерный клуб, стадион, открытый теннисный корт, открытые волейбольная, баскетбольная и гандбольная площадки, площадка для пляжного волейбола, костюмерная с набором театральных костюмов. На базе библиотеки создан Интеллектуальный центр.
Каждая смена в НДЦ «Зубренок» имеет профильную направленность (для лидеров детских общественных объединений, школьного самоуправления, военно-патриотических клубов, юных экологов, техников, туристов, интеллектуалов, волонтеров, представителей детских СМИ, игротехников, этнографов и др.)
Родительская оплата оздоровления детей в НДЦ «Зубренок» установлена Правительством Республики Беларусь в размере 60 процентов от денежных норм расходов на питание (что составляет около 10 процентов от полной цены путевки). Данная оплата поступает в доход республиканского бюджета.
Оплата родителей за направление в УО «НДООЦ «Зубренок» в зависимости от возраста ребенка составляет:
Возраст |
Оплата родителей (руб) |
6-10 лет |
66,15 |
11-13 лет |
73,71 |
14-18 лет |
77,28 |
Регистрация участников смены, которые прибывают в УО НДЦ «Зубренок» централизованно, проводится в день заезда с 9.00 до 10.30 в автобусах по адресу: г.Минск,
ул. Ленина, ст. метро «Первомайская» (за киноконцертным залом «Минск», заводом «Кристалл»). Отправление в 11.00 в составе организованной колонны в сопровождении ГАИ.
Возвращение детей из УО «НДООЦ «Зубренок» в г. Минск с 12.00 до 13.00 в день окончания смены.
Перед отправкой в УО «НДООЦ «Зубренок» обучающиеся, представители учреждений образования, родители должны подготовить (пункты 1-4 предоставляются во время регистрации):
- Квитанцию об оплате путевки (+ квитанция за оплату комплекса оздоровительных услуг в случае санаторно-курортной смены).
- Медицинскую справку образца УО «НДООЦ «Зубренок». (на сайте НДЦ «Зубренок» в разделе «о Зубренке»- «отдел реализации путевок»-«подготовка и сборы ребенка в центр», или по ссылке http://zubronok.by/ozubrenke/otdel_putevka_excurs/podgotovka ).
- Документ, удостоверяющий личность (ксерокопия паспорта или свидетельства о рождении).
- Табель успеваемости из школы (в учебное время).
- Деньги на личные расходы; а также на экскурсии, фотографию, посещение кинотеатра (не менее 40 рублей).
- Конкурсную работу, материалы (если требуется).
ВАЖНО!
Подробную информацию о подготовке и сборе ребенка, условиях проживания, правилах поведения, посещении ребенка в ценре, схему проезда в центр можно найти на сайте УО НДЦ «Зубренок» (ссылка: zubronok.by/ozubrenke/otdel_putevka_excurs).
Адрес УО «НДOOЦ «Зубренок»: 222401 пос. Зубреневка, Мядельский район, Минская обл.
Дополнительную информацию можно получить по телефонам УО «НДООЦ «Зубренок»: т/ф. 801797 22660– отдел маркетинга, или на сайте zubronok.by, официальная группа в интернете http://vk.com/zubrtog
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Администрация учреждения образования «Национальный детский образовательно – оздоровительный центр «Зубренок» информирует, что с 15.09.2017 года для детей санаторно – оздоровительных отрядов предлагаются следующие комплексы медицинских услуг на платной основе: «Дыхательный профиль», «Оздоровление», «Тренируем осанку», «Тренируем осанку плюс», «Укрепляем иммунитет».
Комплекс «Дыхательный профиль» (включает: спелеолечение № 10 (указано количество процедур), бесконтактный массаж № 10, биоуправляемая аэроионотерапия №10, кислородный коктейль № 5, осмотр врачом – физиотерапевтом). Дополнительно в комплекс бесплатно включены 5 кислородных коктейлей, посещение тренажерного зала. Стоимость данных услуг составляет 134,52 рубля.
Комплекс «Оздоровление» (включает: ванны ароматические жемчужные № 10 (с экстрактами трав – по показаниям с учетом заболеваний и по назначению врача), бесконтактный массаж № 10, биоуправляемая аэроионотерапия №10, фиточай № 10, кислородные коктейли № 5, осмотр врачом - физиотерапевтом). Дополнительно в комплекс бесплатно включены 5 кислородных коктейлей, посещение тренажерного зала. Стоимость данных услуг составляет 146, 52 рубля.
Комплекс «Тренируем осанку» (включает: аппаратный массаж № 10, ванны хвойно - жемчужные № 10, аромафитотерапия № 10, биоуправляемая аэроионотерапия № 10, кислородные коктейли № 5, осмотр врачом -физиотерапевтом). Дополнительно в комплекс бесплатно включены 5 кислородных коктейлей, занятия лечебной физкультурой, посещение тренажерного зала. Стоимость данных услуг составляет 156,82 рубля.
Комплекс «Тренируем осанку плюс» (включает: ручной массаж спины и поясницы № 10, подводный душ – массаж № 10, надвенное лазерное облучение (лучшая процедура для укрепления иммунитета), кислородные коктейли № 5, осмотр врачом - физиотерапевтом). Дополнительно в комплекс бесплатно включены 5 кислородных коктейлей, занятия лечебной физкультурой, посещение тренажерного зала. Стоимость данных услуг составляет 196,82 рубля.
Комплекс «Укрепляем иммунитет» (включает: ванны вихревые для ног №10, бесконтактный массаж № 10, надвенное лазерное облучение (лучшая процедура для укрепления иммунитета), аромафитотерапия № 10, фиточай № 10, кислородные коктейли № 5, осмотр врачом -физиотерапевтом). Дополнительно в комплекс бесплатно включены 5 кислородных коктейлей, посещение тренажерного зала. Стоимость данных услуг составляет 163,62 рубля.
Договора на оказание платных медицинских услуг по видам комплексов и подробный прейскурант с ценами на медицинские услуги размещены на сайте НДЦ «Зубренок» в разделе «Оздоровление» - подраздел «Лечебно – оздоровительные услуги на платной основе». Договор заполняется в 2-х экземплярах, подписывается родителем и высылается на адрес НДЦ «Зубренок» (либо передается вместе с медицинской справкой ребенка и кассовым чеком оплаты).
Оплата медицинских услуг производится на расчетный счет НДЦ «Зубренок».
Памятка по безопасности детей в сети Интернет
Если у вас есть дети, вы можете помочь им пользоваться Интернетом более безопасно, обучив их некоторым основным правилам. Далее приведены некоторые базовые уроки, которые помогут обучить детей.
Научите детей никому не сообщать пароли! Дети создают имена пользователей и пароли для доступа на сайт школы, игровые сайты, в социальные сети, для публикации фотографий, совершения покупок в Интернете и других операций.
Согласно данным исследования Teen Angels из Wired Safety.org, 75 процентов детей в возрасте от 8 до 9 лет сообщают свои пароли другим лицам, 66 процентов девочек в возрасте 7-12 признались, что сообщали свой пароль другим лицам.
Первое правило безопасности при работе в Интернете: пароли следует держать в секрете. Научите детей хранить свои пароли столь же бережно, как информацию, которую они хотя защитить.
Далее приведены некоторые правила, которые дети должны знать и соблюдать.
- Никогда не сообщайте свои пароли другим. Не показывайте никому свои пароли, даже друзьям.
- Обеспечьте защиту для записанных паролей. Будьте внимательны к тому, где вы храните или записываете пароли. Не храните пароли в рюкзаке или бумажнике. Не оставляйте данные о паролях в местах, где вы бы не хотели оставить информацию, защищенную с их помощью. Не храните пароли в файле на компьютере. Преступники ищут там в первую очередь.
- Никогда не предоставляйте свой пароль по электронной почте или в ответ на запрос по электронной почте. Любое сообщение электронной почты, в котором вас просят указать пароль или перейти на веб-сайт, чтобы проверить пароль, может представлять собой разновидность мошенничества, которая называется фишингом. К ним относятся запросы с сайтов, вызывающих доверие, которые вы можете постоянно посещать. Мошенники часто создают поддельные сообщения электронной почты, содержащие такие же логотипы как и на реальных сайтах и написанных таким языком, чтобы не вызывать сомнения в своей достоверности.
- Не вводите пароли на компьютерах, которые вы не контролируете. Не пользуйтесь общедоступными компьютерами в школе, библиотеке, в интернет-кафе или в компьютерных лабораториях, кроме как для анонимного просмотра страниц в Интернете.
- Не используйте эти компьютеры с учетными записями, где требуется вводить имя пользователя и пароль. Преступники могут за очень небольшие деньги приобрести устройства, регистрирующие нажатия клавиш, которые устанавливаются в течение нескольких секунд. С помощью подобных устройств злоумышленники могут собирать информацию, вводимую на компьютере, через Интернет.
Помощь детям в безопасном использовании социальных сетей
Ваши дети могут пользоваться сайтами социальных сетей, которые предназначены для детей, такими как Webkinz или Club Penguin, или сайтами, предназначенными для взрослых, такими как ВКонтакте, Одноклассники, YouTube, Twitter, Facebook и другие.
Дети используют социальные сети для общения с лицами, которые могут проживать на другом конце земного шара, или со своими знакомыми, с которыми они каждый день видятся в школе.
Дети должны понимать, что многие из этих сайтов социальных сетей могут просматриваться всеми, кто имеет доступ в Интернет. В результате публикации ими некоторой информации они могут стать уязвимыми для фишинговых сообщений, киберугроз и похитителей в Интернете. Далее приведены некоторые советы, которые помогут детям безопасно пользоваться сайтами социальных сетей.
Беседуйте с детьми по поводу их общения в социальных сетях. Просите детей рассказывать вам, если им встретится в Интернете то, что вызывает у них беспокойство, неудобство или страх. Сохраняйте спокойствие и убедите детей, что вам можно рассказывать о таких вещах. Дайте детям понять, что вы поможете им успешно разрешить сложившуюся ситуацию.
Консультация для родителей учителя дефектолога первый вторник каждого месяца 14.30-15.00
Тест "Какой вы воспитатель?"
Родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?
1) сгоряча накажете ребенка;
2) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;
3) прежде всего переговорите с классным воспитателем.
2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?
1) самая первая - подзатыльник;
2) раздраженная фраза: "Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!";
3) вы успокоите ребенка - ведь он это сделал неумышленно.
3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:
1) промолчите, чтобы не уронить свой авторитет;
2) извинитесь;
3) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы уставшая(ий).
1) обрываете его: "Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!";
2) ответите, не задумываясь, лишь бы ответить;
3) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, назначив час.
5. Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?
1) напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение;
2) строго скажете: "Работай сам, только тогда ты сможешь чему-нибудь научиться";
3) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
6. "Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок", - просит сын или дочка. Что вы ответите?
1) "Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени";
2) "Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом";
3) "Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе".
Если родители все шесть раз выбрали ответ под цифрой "3", значит, они неплохие воспитатели и психологи.
Если "угадали" оптимальный вариант поведения наполовину - им надо в чем-то пересмотреть свои убеждения.
Если точных "попаданий ещё меньше, придется серьезно задуматься над своими методами воспитания ребенка."
Паступленне ў школу – адзін з самых пераломных момантаў у жыцці кожнага дзіцяці без выключэння. Пачатак школьнага навучання кардынальным чынам мяняе ўвесь яго лад жыцця. Многае на гэтым цяжкім, але такім захапляльным шляху залежыць ад бацькоў. І таму хацелася б прапанаваць вашай увазе наступныя рэкамендацыі, якія можа выкарыстаць у сваёй рабоце не толькі педагог-псіхолаг, але і настаўнікі:
- Падтрымайце ў дзіцяці імкненне стаць школьнікам. Слухайце ўважліва, задавайце пытанні, каб дзіця адчувала, што вам гэта сапраўды цікава.
- Адказвайце на кожнае пытанне дзіцяці. Толькі ў гэтым выпадку яго пазнавальная цікавасць ніколі не згасне.
- Пастарайцеся хоць калі-нікалі глядзець на свет вачыма вашага дзіцяці. Бачыць свет вачыма іншага – аснова ўзаемаразумення. А гэта азначае – лічыцца з індывідуальнасцю дзіцяці, ведаць, што ўсе людзі розныя і маюць права быць такімі.
- Часцей хваліце, захапляйцеся вашым дзіцем. На скаргі пра тое, што штосьці не атрымліваецца, адказвайце: “Атрымаецца абавязкова, толькі трэба яшчэ некалькі разоў паспрабаваць”. Самі верце, што ваша дзіця можа ўсё, трэба толькт крышку яму дапамагчы. Хваліце словам, усмешкай, ласкай і пяшчотай, а не адкручвайцеся такога роду заахвочваннямі, як пакупка новай цацкі ці слодычаў.
- Не будуйце вашы ўзаемаадносіны з дзіцем на забаронах. Пагадзіцеся, што яны не заўсёды разумныя. Заўсёды тлумачце прычыны, абгрунтаванасць вашых патрабаванняў, калі магчыма, прапануйце альтэрнатыўны варыянт. Павага да дзіцяці цяпер – падмурак паважлівых адносін да вас сёння і ў будучыні. Ніколі не карыстайцеся фармулёўкай “калі…, то…”, гэтазгубна ўплывае на выхаванне асобы – дзіця пачынае прымаць пазіцыю “ты – мне, я - табе”.
- Абмяркуйце з дзіцем правілы і нормы, з якімі ён сустрэўся ў школе. Растлумачце іх неабходнасць і мэтазгоднасць.
- Складзіце з першакласнікам распарадак дня, сачыце за яго выхаваннем.
- Калі вас нешта хвалюе ў паводзінах дзіцяці, яго школьных справах, не саромейцеся звяртацца за парадай і кансультацыяй да настаўніка ці школьнага псіхолага.
- З паступленнем у школу ў жыцці вашага дзіцяці з’явіўся чалавек больш аўтарытэтны, чым вы. Гэта настаўнік. Паважайце думку першакласніка пра свайго педагога.
- Вучэнне – гэта цяжкая і адказная праца. Паступленне ў школу істотна мяняе жыццё дзіцяці, але не павінна пазбаўляць яго шматлікіх радасцей, гульні.
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОТ МАРИИ МОНТЕССОРИ
(Мария Монтессори - итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания, в основе которой лежит принцип недопустимости насилия над ребёнком)
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребёнка часто критикуют, он учится осуждать.
- Если ребёнка часто хвалят, он учится оценивать.
- Если ребёнку демонстрируют враждебность, он учится драться.
- Если ребёнка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым.
- Если с ребёнком честны, он учится справедливости.
- Если ребёнка часто высмеивают, он учится быть робким.
- Если ребёнок живёт с чувством безопасности, он учится верить.
- Если ребёнка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться.
- Не говорите плохо о ребёнке ни при нём, ни без него.
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия— это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность — это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия — это реакция на «неудовлетворение базисных психологических потребностей в любви, уважении, принятии и нужности другому человеку».
Причины агрессивности детей
Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой ребенка характера.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.
Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность,
высокий уровень развития гигиенических навыков,
опрятность;- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т. д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может бытьощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее —
неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники и ученики начальной школы не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого
Прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение ребенка, попробуйте разобраться в его причинах:
- Нередко агрессивность ребенка является формой проявления протеста против действий и отношений взрослых. Подумайте, достаточно ли времени вы ему уделяете, много ли общаетесь с ним. Может быть, ребенок чувствует недостаток вашего внимания и пытается привлечь его доступными ему способами?
- Подумайте о том, как вы сами ведете себя в присутствии ребенка, часто ли в вашем доме возникают ссоры между членами семьи. «Если папа и мама могут так делать, то почему я не могу вести себя так же?» - думает ребенок. Значительная часть поведения ребенка основывается на механизме подражания.
- Огромное значение для формирования агрессивных реакции имеет популярность ребенка среди сверстников. Если ребенок чувствует, что другие дети его отвергают, он стремится «завоевать» авторитет, образно говоря, кулаками расчищая себе место под солнцем. Агрессивное поведение, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми, ущемленным самолюбием. Оно возникает в ситуации общения и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неприятных переживаний.
Таким образом, причины агрессивного поведения могут отличаться, но все они обусловлены внутренним, психологическим дискомфортом ребенка, отсутствием стабильности, ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы замечаете у ребенка проявления агрессии, необходимо, прежде всего, попытаться проанализировать причины их появления, выявить трудности, которые испытывает ребенок при организации своего общения, а затем корректировать их и формировать недостающие коммуникативные умения и навыки.
Как же вести себя в ситуациях, когда у ребенка возникают вспышки гнева? Попробуйте воспользоваться несколькими простыми советами, рекомендациями психологов для родителей агрессивных детей.
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
- Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите заняться чем-то интересным, покажите новую книжку, игрушку, позовите гулять. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка, и центр его внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.
- Дайте ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Подсказки родителям в общении с агрессивными детьми:
- обратиться к специалистам для определения причин агрессии;
- быть внимательными к нуждам и потребностям ребенка;
- демонстрировать модель неагрессивного поведения;
- быть последовательными в наказаниях за поступки;
- не применять унизительных наказаний;
- обучать способам выражения гнева;
- учить распознавать свои эмоции, говорить о желании их проявить;
- учить брать ответственность на себя;
- организовать игру "Глаза в глаза": возьмитесь за руки, посмотрите в глаза друг другу и постарайтесь передать свое состояние (я грущу, мне весело, я не хочу разговаривать).Пусть ребенок угадывает,Ваше настроение.
- Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Терпения Вам и удачи, дорогие родители!
Мы уверены, что вы хотите
того же, что и мы, добра детям!
Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете им на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии.
Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
Помните что, достаточно часто прибегая к поощрению и похвале, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок.
Очень полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно.
Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества.
Вовлекайте ребенка в процесс принятия решений.
Помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
Старайтесь избегать пустых угроз.
Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу.
Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорбительных слов – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста.
Старайтесь не выражать предпочтения одному из детей.
Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, злой, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
Используйте любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.
10 заповедей для мамы и папы первоклассника
• Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду...»
• Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные интересы (просмотр телепередач, игры), так и жизненные (обсуждение текущих дел)
• Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на хлеб и на мороженное, комментируя сумму на тот и другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
• Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, учителя или воспитателя, отвечайте: «спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
• Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
• Постоянно говорите с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал. Что вам это действительно интересно.
• Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
• Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.
• Чаще хвалите, восхищайтесь вашим малышом.
Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрением, как покупка сладостей или новой игрушки.
• Не стройте взаимоотношения с ребенком на запретах.
Всегда объясняйте причины. Доводы ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
12 советов родителям первоклассников
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...
Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.
Рекомендации родителям
Памятка родителям о физическом наказании
Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.
И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители через физическое наказание «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
— страх;
— возмущение, протест;
— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
— разрушение «нравственных тормозов»;
— стремление к обману, изворотливость;
— потерю способности к здравому рассуждению;
— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
— агрессивное поведение;
— снижение самооценки;
— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Родителям о наказании
- Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
- Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
- Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
- У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
- Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
- Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание.
Рекомендации родителям
Главные заповеди Монтесcори
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать,
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности- он учится верить.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится
находить в этом мире любовь.
Заповеди родителям Януша Корчака
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Рекомендации родителям
"Родителям на заметку"
Правило первое.
Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и гак
Правило второе.
Уметь слушать своего ребенка так, как вам бы хотелось, чтоб говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.
Правило третье.
Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Правило четвертое.
Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.
Правило пятое.
Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.
Свод законов, которые помогают преодолеть трудности в поведении ребенка
Закон 1.
Поздно предъявлять требования и налагать запреты в осознанном возрасте. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
Закон 2.
Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Закон 3.
Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Закон 4.
Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными
Закон 5.
Запреты и требования должны ребенку разъясняться.
Закон 6.
Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
Прислушаемся к советам своих детей!
1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
9. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
13. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться, что-то делать, даже зная, что это правильно.
14. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
15. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
16. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
17. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если Вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
18. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
19. Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
20. Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.
22. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
23. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
24. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
25. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации «а
сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически, и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
25. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.
Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Адаптация пятиклассников
Особенности возраста. Рекомендации для родителей.
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:
им хочется быть:
- активными, умными и независимыми,
- нужными и успешными,
- хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной) деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:
- хорошо пятиклассник умеет налаживать отношения
- общаться с одноклассниками и педагогами,
- соблюдать школьные правила,
- ориентироваться в новых ситуациях.
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников.
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
1) Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.
2) Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит:
3) Постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции;успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
4) Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Рекомендации родителям:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.