МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ
Введение
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании воспитание — целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Особое место в воспитательной системе класса отводится педагогическому работнику, выполняющему обязанности классного руководителя (далее — классный руководитель), как главному участнику и лицу, заинтересованному в успешном функционировании воспитательной системы класса. Этот успех во многом зависит от эффективности планирования идеологической и воспитательной работы. Именно в умении планировать будущий результат, целенаправленно регулировать процесс воспитания, выбирать такие формы и методы работы, которые обеспечат наиболее эффективное выполнение поставленных целей и задач, и будет состоять успех воспитательного воздействия на обучающихся.
- Программно-планирующая документация воспитательной работы
Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.
В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на следующую программно-планирующую документацию: Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы, комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи, которая разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011—2015 годы на областном, районном (городском) уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образования, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.
Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год; разрабатывает план идеологической и воспитательной работы на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).
Кроме этого заполняется социально-педагогическая характеристика класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года (Приложение 1).
При планировании работы классному руководителю важно соблюдать принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.
Принцип научности предполагает, что в процессе планирования используются научные данные, материал опирается на современные достижения педагогики и психологии.
Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов. Он предполагает, что все планируемые мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной вся идеологическая и воспитательная работа становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система воспитания представляет собой последовательные и поэтапные действия.
Принцип индивидуальности предусматривает формирование воспитательной системы с учетом особенностей каждого ребенка, особенностей классного коллектива.
Принцип конкретности в планировании предполагает использование определенных форм и методов работы с учетом реальных условий, конкретной обстановки.
Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора наилучшего варианта взаимодействия взрослых и детей в планировании, наиболее лучшего варианта плана из нескольких возможных на всех этапах планирования, соотношение форм и методов выбранным целям и задачам плана.
Принцип использования диалога заключается в том, чтобы взаимодействие детей и взрослых присутствовало на всех этапах планирования идеологической и воспитательной работы, в том числе и на этапе его реализации.
- Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. По сути планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:
первый шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело);
второй шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть);
третий шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления. Осуществляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися, классному руководителю в своей деятельности необходимо опираться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, тендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.
Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости;
четвертый шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.
Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его;
пятый шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности;
шестой шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге;
седьмой шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе;
восьмой шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, содержание, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки;
девятый шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий;
десятый шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.
Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т. д.
- Программа анализа воспитательного процесса в классе
Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование. Нельзя осуществить глубокий анализ без наличия определенной базы данных, различного диагностического материала, которые собираются в течение учебного года.
Примерная программа анализа идеологической и воспитательной работы в классе состоит из следующих этапов:
- Анализ эффективности целеполагания и планирования
воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.
1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы.
- Анализ развития обучающихся в классе.
2.1. Воспитанность обучающихся (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых обучающимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.
2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).
2.4. Развитие учащихся, имеющих отрицательные аспекты поведения (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся, прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
- Анализ динамики социализации обучающихся.
3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
- Анализ развития классного коллектива.
4.1. Социально-психологический микроклимат в классе.
Характер взаимоотношений обучающихся (тактичность, веж-
ливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотноше-
ния мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.); преобла-
дающее отношение обучающихся к педагогам, доминирующий
эмоциональный настрой учащихся класса.
4.2. Социометрическая структура класса.
4.3. Развитие общественной активности обучающихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса); уровень развития коллективной творческой деятельности, степень включенности обучающихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся (если есть вновь прибывшие), их адаптация в классном коллективе и интеграция в него.
- Анализ организации воспитательного процесса в классе
и эффективности идеологической и воспитательной работы
классного руководителя.
5.1. В каких делах обучающиеся участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? В каких были пассивными? Почему?
5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
5.4. Какие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?
5.5. Какие методы, формы работы наиболее положительно сказались на развитии обучающихся?
- Анализ участия обучающихся класса в жизнедеятельности учреждения образования.
6.1. Участие обучающихся в школьном самоуправлении, работе объединений по интересам и др.; влияние этой деятельности на развитие личности учащихся.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями обучаю-
щихся и родительским активом.
7.1. Частота и характер контактов с семьями обучающихся.
7.2. Результативность педагогического просвещения родителей.
7.3. Эффективность индивидуальной работы с родителями.
7.4. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом класса, попечительским советом школы).
7.5. Взаимодействие с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Анализ организации педагогического взаимодействия со
всеми заинтересованными структурами и ведомствами.
8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и т. д. осуществлялось взаимодействие?
8.2. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие?
8.3. Какие формы педагогического взаимодействия были наиболее эффективными?
- Выводы.
9.1. Обобщение положительного опыта.
9.2. О нереализованных возможностях и неиспользованных
резервах.
- Приложение может содержать результаты, итоговых
диагностических исследований, анкетирований, опросов и т. д.
Примерная структура анализа идеологической и воспитательной работы за год может состоять из анализа реализуемых целей, задач и приоритетных путей их решения; участия в реализации общешкольной задачи и деятельности по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом. После этого обобщаются выявленные проблемы за отчетный период и исходя из всего перечисленного определяются приоритетные направления и пути их решения, постановки общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период (Приложение 2).
- Понятие цели и целеполагания в процессе планирования
Успешность планирования и организации идеологической и воспитательной работы во многом зависит от правильного определения и обоснования цели предстоящей деятельности.
Цель можно определить как предполагаемый положительный конечный результат.
В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. Цель становится движущей силой, если она значима для всех участников этого процесса, принимается ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания. От его осуществления зависят характер совместной деятельности педагогов и обучающихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Планирование идеологической и воспитательной работы с классным коллективом должно отвечать потребностям и интересам участников образовательного процесса. Для их выявления могут использоваться результаты диагностических исследований как педагогических, так и психологических, проводимых не только самим классным руководителем, но и специалистами социально-педагогической и психологической службы как в течение учебного года с различными целями, так и в конце года с целью выявления у родительской общественности, у обучающихся, а по необходимости и у педагогов тех проблем и вопросов, на которые необходимо уделить больше внимания.
Планирование работы классного руководителя должно отражать специфику деятельности и особенности учреждения образования, в котором осуществляется образовательный процесс.
Необходимость и важность взаимодействия классного руководителя, обучающихся, родительской общественности в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью подходов детей к решению проблем.
В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов, процесс планирования воспитательной работы могут проходить на нескольких уровнях:
первый уровень — педагоги привлекают обучающихся к планированию;
второй уровень — совместное планирование педагогов и детей;
третий уровень — педагоги помогают обучающимся в планировании.
На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.
С целью организации совместной работы детей и родителей по планированию целесообразно организовать общее собрание родителей и учащихся по обсуждению совместной работы на перспективу.
При планировании идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо уделить особое внимание ученическому самоуправлению. Именно оно обеспечивает развитие у обучающихся самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Ученическое самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности обучающихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других ее видах. Классному руководителю следует помнить, что основным принципом этого процесса должна стать инициатива, идущая снизу, т. е. от самих учащихся.
Основной целью организации ученического самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития подрастающего поколения, их социальной адаптации.
- Создание условий для развития личности обучающихся
Классный руководитель несет ответственность за эффективность идеологической и воспитательной работы в классном коллективе. При организации планирования идеологической и воспитательной работы следует помнить о разнообразных формах организации работы с классным коллективом, о создании условий для развития личности каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных способностей, защиты прав и законных интересов.
Для того чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою родину, настоящего гражданина своей страны, необходимо не только формировать компетенции, но и создать систему воспитательной работы, направленную на формирование гармоничной, разносторонней, высоконравственной личности обучающегося.
При формировании у молодежи гражданско-патриотических качеств актуальным является воспитание отношения к малой родине, уважения к истории и культуре своего края. Во многом этому способствует краеведческая деятельность: знакомство с героическим настоящим и прошлым родного края, историей земли, трудовыми достижениями земляков, национальной культурой. Формы организации работы могут быть разные. Особенно эффективны такие, как экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы народа, посещение музеев и исторических мест Республики Беларусь. Большие возможности для развития гражданско-патриотических качеств у детей и молодежи открывает обращение к социокультурным объектам. Классными руководителями может быть организовано посещение выставок, спектаклей, кинопоказов, музейных экспозиций.
Воспитание гражданственности и патриотизма возможно через организацию комплексной работы по формированию готовности молодежи к защите Отечества. Хорошие результаты приносит взаимодействие с силовыми структурами, воинскими частями и подразделениями, работа клубов и кружков историко-патриотической направленности, организация шефства над ветеранами войны и воинскими захоронениями.
В процессе планирования классному руководителю особое внимание следует уделять проведению информационных часов, тематических классных часов, конкурсов и фестивалей, посвященных юбилейным датам и государственным праздникам. Формат проведения мероприятий может быть различным, но очень важно, какие методы при этом используются. Высокорезультативны активные методы, так как они являются наиболее продуктивными, поскольку для достижения поставленной цели педагог и воспитанник активно участвуют в образовательном процессе. Весьма эффективны интерактивные методы, когда ожидаемые результаты достигаются в ходе совместной деятельности педагога, учащихся и организованного взаимодействия между всеми субъектами образования. Здесь обучающиеся оказываются наиболее вовлеченными в процесс познания, что позволяет больше заинтересовать их рассматриваемыми вопросами. При организации работы в режиме интерактива каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, а в практических упражнениях происходит овладение необходимыми умениями. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, обладают высоким формирующим потенциалом.
Активно воздействуют на становление личности коллективные творческие дела, которые создают почву для формиро
вания и проявления общественно ценных мотивов. В этом отношении хорошим потенциалом обладают презентации творческих работ самих детей, подготовка, оформление и проведение выставок, конкурсы и викторины, концертные программы, фестивали, направленные на формирование национального самосознания, другие коллективные методы работы.
Эффективной формой создания дополнительных условий по формированию у подрастающего поколения навыков безопасного и ответственного поведения является реализация принципа «равный обучает равного».
При планировании следует помнить об использовании потенциала шестого школьного дня в воспитательной работе учреждения. В этот день необходимо проведение с обучающимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других воспитательных и развивающих мероприятий.
- Структура плана
Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели и задачи, определяющие последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. По содержанию, структуре, форме планы могут отличаться в разных учреждениях общего среднего образования.. Но для каждого учреждения следует принять свою единую форму планирования. Главное, чтобы она помогала в организации идеологической и воспитательной работы, являлась удобной для использования и оперативной корректировки, чтобы план был рабочим, а не формальным документом. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Следует помнить о работе с родителями, взаимодействии с другими педагогами и коллективами и т. д.
В план можно отдельно включить работу с обучающимися, требующими особого педагогического внимания; с ученическим активом; ученическим самоуправлением; общественными объединениями; методическую работу самого педагога (Приложение 3). Может быть предложена примерная структура плана идеологической и воспитательной работы классного руководителя, где отражена работа по направлениям (Приложения 4, 5).
План можно рассматривать как систему мер, ранжированную по срокам. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Если процесс планирования рассматривается только как административное требование, то план будет носить формальный характер и не будет ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
- Документирование организационно-воспитательной работы классного руководителя
Организационно-воспитательная работа в учебных заведениях осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие формы и виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая, культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с родителями. Фактическое выполнение организационно-воспитательнойработы отражается классным руководителем в журнале аналогично записям о проведенных учебных занятиях. Один из вариантов записи страницы в классном журнале состоит из:
1) даты проведения; 3) содержания работы;
2) количества часов (Приложение 6).
Классные и информационные часы проводятся классным руководителем в соответствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной работы.
Для повышения эффективности работы классного руководителя и целесообразности организации его рабочего времени можно использовать циклограмму деятельности классного руководителя (Приложение 7).
Заключение
Планирование — это многосторонний и многоэтапный процесс на любом уровне. Его эффективность зависит от профессионализма классного руководителя. Совместный поиск учителей, обучающихся, родителей в процессе планирования составляет основу творческой деятельности.
План — важная предпосылка успеха в воспитании обучающихся в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогического коллектива и обучающихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество педагогов и обучающихся, старших и младших.
Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений в идеологической и воспитательной работе. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитания в целом.
Приложение 1
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА:
- Общие сведения о классном коллективе. История его формирования:
* количество учащихся;
* из них мальчиков, девочек;
* возрастной состав;
* были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
* смена классного руководителя.
П. Содержание и характер учебной деятельности:
* общая характеристика успеваемости, дисциплины;
* наличие контроля за оценками отдельных учеников;
* дисциплина на уроках (кто нарушает?);
* пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий:
* интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;
* участие классного коллектива в общешкольной жизни;
* проявление сознательной дисциплины;
* влияние на класс родительской общественности;
* общественно полезный труд в классе, школе.
IV. Руководство классным коллективом и его организацией:
* актив класса, его работа (выделить лучших);
* участие в школьных мероприятиях;
* наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
* наличие отверженных.
V. Взаимоотношения внутри коллектива:
* степень сплоченности;
* проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;
* наличие или отсутствие группировок;
* особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
* эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
VI. Общие выводы:
•уровень развития коллектива;
* характер общего эмоционального климата в коллективе;
* дисциплинированность;
* определение основных недостатков в организации жизни коллектива.
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.
Приложение 2
Структура написания анализа воспитательной работы
в классе
20 /20 учебный год
Введение. Обоснование деятельности за отчетный период:
* цель и задачи, стоявшие в отчетном периоде;
* проблемы, над которыми работал классный руководитель;
- приоритетные направления и пути, выбранные для решения этих проблем.
Основная часть. Участие в реализации общешкольных задач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом:
* тематические мероприятия по реализации задач (формы, цель, тематическая направленность и практическая значимость);
* проблемные ситуации, выявленные в ходе работы по решению задач, пути их разрешения;
* выводы о качестве работы на основании психолого-педагогических исследований.
Заключение. Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.
Приложение 3
Примерный план-сетка идеологической и воспитательной работы на четверть
1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на текущий год.
3.
Направления |
Мероприятия |
||
I четверть |
|||
Работа с коллективом учащихся |
Взаимодействие с педагогическим коллективом |
Работа с семьей, общественностью |
|
Приложение 4
Примерная схема плана идеологической и воспитательной работы на четверть
Неделя, месяц |
Направления воспитательной работы |
Программа «Досуг» |
|||||||
Гражданско-патриотическое и идеологическое воспитание (формирование информационной и политической культуры) |
Экологическоевоспитание |
Здоровый образ жизни. Профилактика (вредные привычки, физкультурно-оздоровительная работа) |
Волонтерская деятельность, духовно-нравственное воспитание (сотрудничество с православной церковью) |
Правовое воспитание, профилактика преступности и правонарушений, ученическое самоуправление, работа с 00 «БРП0», «БРСМ» |
Трудовое воспитание, профессиональноевоспитание |
Работа с родителями (классные родительские собрания, работа с родительским комитетом и др.) |
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, тендерное воспитание |
Шестой школьный день, совместная работа с учреждениями дополнительного образования |
|
Приложение 5
Примерный план-сетка идеологической и воспитательной работы на четверть
Направления работы |
С «___» |
по «___» |
201 г. |
|||
Работа с учащимися |
Работа с родителями |
Работа с ученическим активом, 00 «БРПО», «БРСМ» |
Работа с учащимися, требующими особого педагогического внимания |
Работа в шестой школьный день |
Методическая работа |
|
Идеологическое, граждан |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
ское и патриотическое воспитание |
||||||
Нравственное, этическое |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
и эстетическое воспитание |
||||||
Воспитание культуры само- |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
познания и саморегуляции личности |
||||||
Воспитание культуры |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
здорового образа жизни |
||||||
Гендерное и семейное |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
воспитание |
||||||
Трудовое и профессиональ- |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
ное воспитание |
||||||
Экологическое воспитание, |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности |
||||||
Воспитание культуры |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
_/_/_ |
_/_ |
быта и досуга |
При проведении вписываются _____ / /______________
число часы количество учащихся
Предлагаемые сокращения для записи форм:
Ак — акция
Б — беседа
Дек — декада
Дис — диспут
3 — заседание
Иг — игра
К — конкурс
Конф — конференция
КС — круглый стол
КТД — коллективное творческое дело
КЧ — классный час
Праз — праздник
Пр — проект
РВ — родительский всеобуч
РК — родительский комитет
PC — родительское собрание
Тр — тренинг
ТШ — ток-шоу
ИЧ — информационный час
Ф — фестиваль
Экск — экскурсия
Другие формы:___ __ _________, ___ ___ _________, ___ ___ ________, _____
Приложение 6
Дата проведения |
Содержание работы |
Количество часов |
Приложение 7
Циклограмма деятельности классного руководителя
ЕЖЕДНЕВНО
Контроль за:
* посещением занятий;
* внешним видом обучающихся;
* состоянием здоровья;
* выполнением правил внутришкольного распорядка обучающимися..
Профилактика:
* опозданий;
* противоправного поведения;
* конфликтов. Организация:
* дежурства учащихся в классном кабинете;
* питания обучающихся;
* ученического самоуправления;
- индивидуальной работы с обучающимися и их законными представителями.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
Контроль за:
- ведением дневников;
- пропусками уроков.
Организация и проведение:
* информационного часа, классного часа, мероприятий (в соответствии с часами тарификации);
* работы с родителями;
* работы с учителями-предметниками, работающими в классе.
Анализ:
* успеваемости;
* уровня воспитанности;
* организации питания;
* выполнения правил поведения обучающихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО
Посещение:
* уроков учителей-предметников в своем классе.
Собеседование с:
* педагогом-психологом;
* педагогом социальным;
* педагогом-организатором;
* учителями-предметниками.
Организация:
* заседаний родительского комитета класса;
* работы классного актива.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ проводит:
- родительское собрание.
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Оформляет:
* классный журнал;
* личные дела обучающихся.
Участвует в работе:
* методического объединения классных руководителей;
* педагогического совета. Анализирует:
* воспитательную работу;
* успеваемость;
* уровень воспитанности обучающихся.
* В КОНЦЕ ГОДА:
* анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся;
* собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ, трудоустройство выпускников и пр.).
Рекомендации классному руководителю
по повышению уровня воспитанности учащихся 4 класса
- Привлекать к чтению познавательной литературы.
- Способствовать формированию умения правильно распределять время учёбы и отдыха, способность управлять своим поведением.
- Развивать потребность в трудовой деятельности, бережливое отношение к результатам труда человека, добросовестное отношение к учёбе.
- Способствовать дальнейшему развитию у учащихся доброжелательного отношения к окружающим людям.
Рекомендации классному руководителю, учителям-предметникам
по повышению уровня воспитанности учащихся 9 класса
- Привлекать к участию в коллективных делах класса, школы.
- Способствовать дальнейшему формированию нравственных представлений и убеждений.
- Формировать у учащихся ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к результатам труда человека.
- Развивать у учащихся чувство коллективизма, сплочённости, доброжелательное отношение друг к другу.
- Способствовать усвоению культуры отношений между юношами и девушками.
- Воспитывать уважительное отношение к Конституции и государственной символике РБ, интерес к истории, культуре, традициям и обычаям своей страны.
- Привлекать учащихся к изучению своей родословной.
- Способствовать формированию умения управлять своим поведением, признавать и анализировать свои ошибки, правильно распределять время учёбы и отдыха.
Рекомендации классному руководителю, учителям-предметникам
по повышению уровня воспитанности учащихся 11 класса
- 1. Привлекать к участию в социально значимой деятельности (праздниках, акциях и т.п.), в деятельности общественных организаций и объединений.
- Способствовать дальнейшему формированию нравственных представлений и убеждений.
- Развивать у учащихся чувство товарищеского долга, коллективизма, сплочённости, доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать потребность в трудовой деятельности, добросовестное отношение к труду.
- Способствовать формированию умения управлять своим поведением, признавать и анализировать свои ошибки, правильно распределять время учёбы и отдыха.
Адаптация пятиклассников
Особенности возраста. Рекомендации для учителей.
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника.
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:
• увеличение объема и разнообразие содержания образования;
• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;
• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;
• завершение перехода к кабинетной системе обучения;
• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
1) по отношению к учебной деятельности;
2) по отношению к школе и предметам;
3) по отношению к одноклассникам;
4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной адаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Что уж говорить о тех учениках, у которых были проблемы в начальной школе.
Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелания выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Рекомендации учителям:
- Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
- Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
- Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Памятка по безопасности детей в сети Интернет
Если у вас есть дети, вы можете помочь им пользоваться Интернетом более безопасно, обучив их некоторым основным правилам. Далее приведены некоторые базовые уроки, которые помогут обучить детей.
Научите детей никому не сообщать пароли! Дети создают имена пользователей и пароли для доступа на сайт школы, игровые сайты, в социальные сети, для публикации фотографий, совершения покупок в Интернете и других операций.
Согласно данным исследования Teen Angels из Wired Safety.org, 75 процентов детей в возрасте от 8 до 9 лет сообщают свои пароли другим лицам, 66 процентов девочек в возрасте 7-12 признались, что сообщали свой пароль другим лицам.
Первое правило безопасности при работе в Интернете: пароли следует держать в секрете. Научите детей хранить свои пароли столь же бережно, как информацию, которую они хотя защитить.
Далее приведены некоторые правила, которые дети должны знать и соблюдать.
- Никогда не сообщайте свои пароли другим. Не показывайте никому свои пароли, даже друзьям.
- Обеспечьте защиту для записанных паролей. Будьте внимательны к тому, где вы храните или записываете пароли. Не храните пароли в рюкзаке или бумажнике. Не оставляйте данные о паролях в местах, где вы бы не хотели оставить информацию, защищенную с их помощью. Не храните пароли в файле на компьютере. Преступники ищут там в первую очередь.
- Никогда не предоставляйте свой пароль по электронной почте или в ответ на запрос по электронной почте. Любое сообщение электронной почты, в котором вас просят указать пароль или перейти на веб-сайт, чтобы проверить пароль, может представлять собой разновидность мошенничества, которая называется фишингом. К ним относятся запросы с сайтов, вызывающих доверие, которые вы можете постоянно посещать. Мошенники часто создают поддельные сообщения электронной почты, содержащие такие же логотипы как и на реальных сайтах и написанных таким языком, чтобы не вызывать сомнения в своей достоверности.
- Не вводите пароли на компьютерах, которые вы не контролируете. Не пользуйтесь общедоступными компьютерами в школе, библиотеке, в интернет-кафе или в компьютерных лабораториях, кроме как для анонимного просмотра страниц в Интернете.
- Не используйте эти компьютеры с учетными записями, где требуется вводить имя пользователя и пароль. Преступники могут за очень небольшие деньги приобрести устройства, регистрирующие нажатия клавиш, которые устанавливаются в течение нескольких секунд. С помощью подобных устройств злоумышленники могут собирать информацию, вводимую на компьютере, через Интернет.
Помощь детям в безопасном использовании социальных сетей
Ваши дети могут пользоваться сайтами социальных сетей, которые предназначены для детей, такими как Webkinz или Club Penguin, или сайтами, предназначенными для взрослых, такими как ВКонтакте, Одноклассники, YouTube, Twitter, Facebook и другие.
Дети используют социальные сети для общения с лицами, которые могут проживать на другом конце земного шара, или со своими знакомыми, с которыми они каждый день видятся в школе.
Дети должны понимать, что многие из этих сайтов социальных сетей могут просматриваться всеми, кто имеет доступ в Интернет. В результате публикации ими некоторой информации они могут стать уязвимыми для фишинговых сообщений, киберугроз и похитителей в Интернете. Далее приведены некоторые советы, которые помогут детям безопасно пользоваться сайтами социальных сетей.
Беседуйте с детьми по поводу их общения в социальных сетях. Просите детей рассказывать вам, если им встретится в Интернете то, что вызывает у них беспокойство, неудобство или страх. Сохраняйте спокойствие и убедите детей, что вам можно рассказывать о таких вещах. Дайте детям понять, что вы поможете им успешно разрешить сложившуюся ситуацию.